Вы находитесь в разделе "Достопримечательности Великобритании"

Фолкеркское колесо, Фолкерк, Шотландия

Расскажите друзьям:   

by / Воскресенье, 08 Ноябрь 2015 / Published in Достопримечательности Великобритании

 7Как известно, любое место на карте определяется относительно точки пересечения экватора  с нулевым меридианом. И если бы мы захотели на круизном лайнере попасть из этой точки на остров в Тихом океане, пришлось бы познакомиться с Панамским каналом. Человечество давно придумало судоходные каналы как способ сокращения водных маршрутов. Известны десятки великих судоходных каналов на планете. А сколько малоизвестных, но локально значимых! К примеру, если Каледонский канал в Шотландии еще  как-то на слуху, то об остальных трех вряд ли многие слышали вообще. А зря. Потому что на стыке двух из них находится уникальное сооружение мирового масштаба, являющееся ярчайшей достопримечательностью Великобритании.

Речь о каналах Форт-Клайд  (Forth & Clyde), Юнион (Union) и о судоподъемнике Фолкеркское колесо (Falkirk Wheel). Канал Форт-Клайд  был открыт в 1773 году между реками Форт(Forth) на восточном побережье  Шотландии и Клайд (Clyde) на западном, а  Юнион был построен позднее, в 1822 году от Эдинбурга до Фолкерка. Система из одиннадцати шлюзов соединявшая эти два канала, в тридцатых годах прошлого столетия пришла в негодность и была  снесена, а к 1965 году  каналы были закрыты. И только после церемонии открытия королевой в 2002 году Фолкеркского колеса, этого соединяющего каналы сооружения, заменившего уничтоженные шлюзы, навигация  стала вновь возможна через самую узкую часть суши в Шотландии между восточным и западным побережьем. Да и то сказать, какая там навигация, если размер транзитного судна ограничен мощностью колеса. Но для Шотландии коммерческая выгода этого судоходного пути  в данном регионе — отнюдь не главное. Тогда для чего им понадобилось колесо, этот проект под названием «Связь тысячелетий» стоимостью восемьдесят пять миллионов фунтов?

Вообще говоря, перенести судно из водоема одного уровня в водоем другого, то есть поднять или опустить его, можно с помощью  шлюзов или судоподъемников, которые бывают самых различных типов. Авторы проекта «Связь тысячелетий» пошли своим собственным путем. Получилась, если упрощенно, следующая картина. У шотландцев  есть два канала с разницей в уровнях  тридцать четыре метра в точке их сопряжения. Верхний — Юнион, нижний — Форт-Клайд. Наш пароходик пришел из Эдинбурга и хочет переплыть из нижнего канала в верхний для того, чтобы добраться до Глазго. Для этого он выходит из канала через шлюз в искусственный бассейн, на берегу которого стоит колесо обозрения диаметром тридцать пять метров. Колесо имеет всего лишь две кабинки в диаметрально противоположных точках.

8 6 5

А коль так, то не было необходимости его делать круглым:  кабинки (шотландцы называют их гондолами) можно закрепить на обоих концах цельнолитой «руки», вращающейся подобно двум  лопастям вентилятора. Когда одна гондола находится в нижней точке, в воде, в нее заплывает пароходик, за ним закрываются ворота и он оказывается в герметичной камере с водой. Колесо начинает вращаться, поднимая гондолу с пароходиком в верхнюю точку, в то время как противоположная гондола опускается сверху вниз. Когда гондола достигает верхней точки, колесо останавливается и выпускает пароходик в акведук. Акведук — это аналог моста, расположенный на опорах, только вместо дорожного полотна — бетонный желоб, заполненный водой. Пароходик направляется в сторону верхнего канала Юнион по этой водной дороге акведука длиной сто четыре метра, которая переходит в подземный туннель, тоже водный, протяженностью сто шестьдесят восемь метров, , преодолевает два шлюза, чтобы подняться на одиннадцать метров выше, где и входит в канал Юнион.  Дорога на Глазго открыта. Для желающего пройти наоборот  из Глазго в Эдинбург дорога также открыта, с той лишь разницей, что ему нужно будет преодолеть этот же путь в обратном направлении, спустившись на колесе сверху вниз. В сегодняшней практике обе гондолы задействованы одновременно: одна поднимает одно судно, другая в это же время опускает другое. Обе они несут объем воды, достаточный для заполнения спортивного демонстрационного плавательного бассейна, потребляя при этом мизер электроэнергии:  мощность двигателей около двадцати пяти киловатт.

Это сооружение, обладатель нескольких престижных наград, уникально. Подобных судоподъемников в мире больше не существует, оно является предметом законной гордости британцев и притягательным местом для туристов со всего мира. Но британцы не были бы британцами, если бы не дали возможность туристам развлечься на сопутствующих мероприятиях. Не будем говорить о естественной атрибутике большинства туристических объектов подобного рода. Здесь гребля, пешеходные и беговые маршруты, рыбалка, коттеджи для аренды жилья, кафе, детские развлечения, сувенирный магазин, аренда велосипеда. Кстати, на велосипеде, покрутив двадцать минут педали по дорожке вдоль канала, можно попасть на  The Kelpies — памятник лошади как былому движителю индустриального и сельскохозяйственного  экономического  прогресса. Хотя вокруг колеса есть множество других интересных мест для посещений и занятий, государственная компания  British Waterways, используя свои суда, проводит часовой тур стоимостью чуть менее девяти фунтов на взрослого для желающих  покататься на колесе.

3 4 1

Снизу, от Центра приема посетителей — наверх, а после туннеля — разворот и  обратно вниз. Кроме того, компания сдает в аренду суда для путешествий по каналам. На этих судах можно прокатиться, воспользовавшись, в том числе, услугами частных гидов в Эдинбурге. У тех, кто решается на такое приключение в компании с гидом, в памяти оно навсегда остается ярким выдающимся жизненным событием. Потому что путешествие по старинным британским каналам кардинально отличается от прохода по великим судоходным. В Панамском немудрено заскучать от повторяющихся закрытий-открытий ворот шлюзов, в Суэцком и вовсе заснуть от томительного ожидания в очереди на проход. В британских же каналах сопровождающее ощущение присутствия в проплывающих мимо тебя очаровательных пейзажах деревенского и городского быта,  словно  путешествие не только в пространстве, но и во времени, оставляет восхитительное чувство жизненной удовлетворенности и спокойствия.

В этом  и заключен простой ответ на вопрос,  для чего нужно Фолкеркское колесо. Для людей.

 

Адрес Фолкерского колеса:

The Falkirk Wheel, Lime Road, Falkirk, FK1 4RS

TOP