Железная дорога «Китли и долина Ворт», Западный Йоркшир
Расскажите друзьям: |
Два русских инженера оказались на туристическом поезде в Новой Зеландии. Пункт отправления — г. Литтелтон, пункт назначения — он же: поезд должен был вернуться обратно. Мы не спросили о цели поездки, так как новозеландские друзья заверили, что мероприятие не имеет права быть пропущенным. Похоже, так считали не они одни: масса народу горячо прощалась с другой ее частью, загружавшейся в вагоны. Когда поезд набрал скорость, множество автомобилей неслось по параллельной дороге: снималось видео и фото, а из открытых окон вагонов неистово размахивали им в ответ. Все предвещало какое-то грандиозное действо, которого не случилось: поезд прошел без остановок до конечного пункта, там в небольшой забегаловке желающие перекусили, прогулялись по прилегающей территории и загрузились в обратный путь. Единственное, что запомнилось — ландшафт, порой очень унылый, выгоны, чем-то сродни русским электричкам, заполненным дачниками, и локомотив, паровой. Вернулись домой вечером. В голове один вопрос: зачем ездили. Ощущение обманутости, потери целого дня. Спрашиваем главного по поездке, зачем ездили все эти люди. В ответ — удивление и пояснение: «Чтобы посмотреть, на чем и куда передвигались их предки. Вам понравилось?». Слов не находится, возмущенный разум кипит, мантра из песни Владимира Семеновича крутится: «ну сумасшедший, что возьмешь».
Опыт той поездки пригодился для сравнения ее с другой, аналогичной по целям и задачам, в аналогичной по социальному устройству и менталитету населения стране. Сравнивать несравнимое — дело неблагодарное, но полезное. Для правильной оценки. Хотя Великобритания выполняет задачу настолько искусно, что о сравнении можно говорить лишь условно.
Итак, поездка по маршруту Китли (Keighley) — Оксенхоуп (Oxenhope). Городок и деревенька находятся в графстве Западный Йоркшир (West Yorkshire), муниципальный район Брэдфорд (Bradford). Соединяются они, кроме прочего, восьмикилометровой железнодорожной веткой «Китли и долина Ворт» (Keighley and Worth Valley Railway-KWVR), являющейся исторической железной дорогой, которая присоединяется к национальной сети железных дорог на станции Китли. Долина Ворт- административное деление района, названное по имени реки Ворт, которая проходит по долине до городка Китли. Такое явление как «историческая железная дорога (heritage railway) «в настоящее время распространено в странах Европы и Америки. В России тоже существуют ретро-поезда. Общее у них то, что некогда действующие участки железных дорог, подлежавшие за ненадобностью ликвидации, получали поддержку от энтузиастов, зачастую через непростые столкновения с властями, и сохранялись для использования в прикладных целях, главным образом, для туристического бизнеса. Одноколейка KWVR была построена в 1867 году с расчетом транспортной загрузки углем, который требовался для работы паровых ткацких станков на текстильных фабриках, располагавшихся вдоль железной дороги. Британские Железные Дороги закрыли KWVR в 1962 году, а в 1968 году она была вновь открыта как историческая железная дорога. Таким образом, волонтерам потребовалось пять лет, чтобы выкупить дорогу, привести ее в порядок и открыть для пассажиров, которых теперь перевозится порядка сотни тысяч ежегодно. Штаб-квартира владельца дороги — Keighley & Worth Valley Preservation Society — располагается на станции Хаворт (Haworth), пятой по счету от Китли станции из шести, находящихся на участке протяженностью 8 километров. Отсюда понятно, что пассажироперевозки не могут играть здесь основную роль (хотя это тоже присутствует), а все направлено на туризм.
Первая станция Китли обрадует туриста двумя объектами, принадлежащими Национальному фонду объектов исторического интереса или природной красоты. Объекты находятся прямо в городе. Ист Риддлесден Холл (East Riddlesden Hall) — поместье ХVII в. с садом, доступны детские развлечения, проведение торжественных мероприятий, семейный отдых. В музее Клифф Касл (Cliffe Castle) можно посмотреть различные экспозиции, в том числе камни, минералы, старинные монеты, украшения, чучела животных, птиц, останки ископаемых, включая двухметрового тритона, викторианские комнаты с мебелью, посуду, костюмы, игрушки, исторические экспозиции Китли.
Есть в городе Музей полиции, есть библиотека, на которую тоже стоит взглянуть. На станции Ингроу (Ingrow) можно зайти в Железнодорожный музей (Museum of Rail Travel) . Он покажет историю путешествий по железным дорогам, включая вагоны, локомотивы, программы об истории железной дороги. Далее турист окажется на самой маленькой железнодорожной станции Великобритании Дэмэмс (Damems), находящейся рядом с одноименной деревней. На станции Оукворт (Oakworth) он зайдет в замечательный парк Холден (Holden), по имени его первоначального владельца. На станции Хаворт (Haworth) в деревне обязательно угодишь на какое-то событие, значащееся в годовом расписании: всевозможные фестивали, концерты, вечера и т.п. И вот вы на южной, конечной станции Оксенхоуп. Пикник! Нужно отметить особую неповторимость каждой остановки, каждая станция имеет свою историю и свой уникальный облик. Цены на проезд более чем доступные и с посещением музеев начинаются от 13 фунтов. Здесь мы закончим наше короткое повествование и уже с полным основанием процитируем новозеландского коллегу: «Такое мероприятие не имеет права быть пропущенным». Счастливого пути!
Адрес железной дороги «Китли и долина Ворт»:
Keighley & Worth Valley Railway, The Railway Station, Haworth, West Yorkshire BD22 8NJ